Постройка храма
Село Алпатье Зарайского уезда Рязанской губернии ныне — село Алпатьево Луховицкого района Московской области. В источниках упоминается с конца XVI века. Так, в платежных книгах 1595 года деревня Алпатьева, вместе с деревней Елагино, значатся в числе вотчин Рязанского Спасского монастыря.
В выписи с писцовых книг Рязанского уезда письма и меры Кирилла Семеновича Ворнцова-Вельяминова при деревне Олпатовской показано «пашни паханые четверть, да наезжие пашни 99 четвертей, да перелогом 100 четвертей, да лесом поросло 50 четвертей, а всего 250 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена у реки Оки на берегу на лугу на Мосякине 50 копен, лесу чернаго и болота на мещерской стороне в длину на 2 версты, поперег на версту, Инде меньши, да рыбные ловли: озеро Волынь, да озеро Научанец. А писана та вотчина за Спасским монастырем по государевой жалованной грамоте за подписью дьяка Прокофия Пахирева 131 (1623) года по приправочным книгам князя Василия Волынского с товарыщи 105 году».
Нелегкий процесс постройки храма подробно описан в некрологе отцу Алексею Тарасьевичу Дроздову (1832 — 1899), протоиерею местной Казанской церкви.
До построения храма в Алпатье жители числились в приходе Казанской церкви соседнего села Долгомостьево.
Первым делом отец Алексей нашел спонсора, местного крестьянина И.Н. Позднякова, который обещался выделить на строительство храма 3000 руб.
План для нового храма был в общих чертах снят с плана кладбищенской церкви села Ловцы, расположенной в 14 километрах к северу от Алпатье. Деревянную часовню купили в деревне Шехмино, что в 30 километрах к северо-востоку от Алпатье (приход села Кузьминское) размером 16x10x4 аршин. Само деревянное строение обошлось в 70 рублей. Торговаться в Шехмино ездил сам будущий священник Дроздов и будущий церковный староста Леонтий Обухов.
Следующим этапом было нанять плотника. Подряд обошелся в 83 рубля.
В 1867 году кирпичному заводу в селе Константиново Рязанского дан заказ изготовить 100000 кирпичей и доставить их по Оке в Алпатье. Крестьянин Поздняков выдал кирпичнику задаток — 150 рублей. Но, кирпичник, изготовив 11000 кирпичей (то есть, чуть более 10% от заказа), неожиданно отказался от выполнения заказа и вернул часть задатка. В результате строительный комитет во главе с о. Дроздовым отдали подряд на кирпич местному жителю Гладкову, владельцу небольшого кирпичного завода в самом селе Алпатье.
Однако неприятности на этом не закончились. Неожиданно спонсор строительства, крестьянин Поздняков, отказался от своего обещания пожертвовать 3000 рублей на постройку храма. Денег не стало.
О. Дроздов вступил в обширную переписку с жителями села, проживавшими «на стороне» — купцами и ушедшими на заработки, призывая их к пожертвованиям в родной храм, а также рассылал письмо другим доброхотам. Священник сам лично ездил в Москву и С.-Петербург для сбора пожертвований. В итоге ему удалось собрать около 1000 рублей, на которые зимой 1867/68 года были заготовлены материалы для летних работ, которые начались в июле.
Когда стены храма были выложены на высоте 1 аршин, деньги закончились. Крестьяне села, порядком обедневшие от опустошительных пожаров за последние 3 года, решительно отказывались вносить добровольные пожертвования.
Тогда о. Дроздов со своими помощниками, крестьянами Леонтием Обуховым и В.П. Простовым, поехали в Рязань к архиепископу с просьбой выдать им книгу на сбор пожертвований на строящийся храм. «С этой книгой они исходили почти всю Россию». Зимой 1868/69 года на собранные таким образом средства и, главным образом долги, строители подготовили материал для летних работ. Весной и летом 1869 года были возведены стены.
Зимой 1869/70 года заготовлены лес и железо, подряжены плотники и кровельщики.
Летом 1870 года из Нижнего Новгорода пришло железо, пожертвованное купцами Куровыми. Белое железо на обшивку купола пожертвовал крестьянин Поздняков. Недостающее купили. Кузнецов уговорил коломенских лесопромышленников пожертвовать балки для наката полов и потолка в храме.
К августу 1870 года здание церкви было покрыто полностью, покрыт и купол над храмом и колокольня, установлен медный, вызолоченный через огонь, с яблоками крест.
Водружение креста стало событием для жителей Алпатье — на это торжество собрались все односельчане «от мала до велика».
Осенью деньги снова иссякли и работы прекратились. В долг были заготовлены материал для штукатурки храма, для внутренней отделки, заказан крест на колокольню.
О. Дроздов заключил условие с живописцем села Ловцы Трофимом Безносовым на изготовление иконостаса за 1000 рублей, нанял штукатуров и каменьщиков.
В мае 1871 года на колокольню был водружен крест, медный, также вызолоченный через огонь. Церковь изнутри была отштукатурена, устроены рамы и двери. Деньги опять закончились.
Зимой 1871/72 года был готов иконостас, правда, работа задержалась на полгода, и в июле 1872 года был поставлен на место.
Все работы в основном проводились в кредит.
Из Нижнего Новгорода приехал А.Л. Обухов и привез суммы, пожертвованные благотворителями. На эти деньги о. Дроздов в Москве купил всю необходимую церковную утварь.
Кузнецов уговорил коломенскую купчиху Набокову пожертвовать в дар храму в Алпатье две иконы: Казанскую икону Божией Матери, в серебряной ризе и Тихвинскую икону Божией Матери, в серебряной ризе (также 7 вершков в длину, весом 7 фунтов).
Казанская икона была встречена прихожанами и пастырем с особым торжеством и врезана в местный ряд иконостаса, по левую сторону царских дверей. Храм был устроен во имя Казанской иконы Божией Матери. Тихвинскую икону поставили в большой киот у правого клироса.
Крестьянин М.П. Кузнецов нашел среди купцов жертвователей на покупку в Москве колокола весом 16 пудов с фунтами. Колокол прибыл поездом из Москвы на железнодорожную станцию Горки, но не 16-пу-довый, а 250 пудовый. Т.е. в 15 раз тяжелее! Почему-то перепутали!
Но в этой случайности местные крестьяне увидели указание на возможность приобретения в будущем большого тяжеловесного колокола.
На колокольню из временной деревянной церкви были перенесены 5 колоколов весом около 19 пудов.
Сын церковного старосты Д.Л. Обухов заказал в Саратове на заводе купцов Гудковых с отсрочкой платежа колокол весом 200 пудов. Обухов ранее служил у саратовских хлеботорговцев.
Колокол был отлит в 1876 году. В 1878 году еще один колокол весом 42 пуда 5 фунтов был пожертвован коломенским купцом Кашириным. Но, вскоре этот колокол разбился и был перелит в 62 пуда с фунтом.
В кассе строительного комитета от постройки осталось 15 рублей.
20 августа 1872 года, в воскресенье, было решено освятить храм. Л.Д. Обухов и, приехавший на родину чистопольский мещанин И.Е. Мучников, отправились в Рязань просить Его Преосвященство, Алексея, Архиепископа Рязанского и Зарайского, почтить своим присутствием село Алпатье и освятить храм. Владыка принял депутатов и назначил день приезда на вторник, 22 августа.
Архиепископ прибыл в село в 5 часов вечера 21 августа. У храма его встречали толпы народа, с нетерпением ожидавшие никогда не бывавшего здесь высокопоставленного иерарха.
Владыка прибыл по дороге от станции Горки на экипаже со свитой. Его встречали хлебом-солью семья о. Дроздова. Отдохнув с дороги и, выпив чая, владыка начал благовест ко всеноощной.
На другой день литургии в Алпатье начал стекаться народ со всех окрестных приходов. Церковный староста Л.Д. Обухов в 2 приема собрал на тарелку до 500 рублей.
Архиепископ удивился, узнав, что за строителями храма остался долг в размере всего лишь 300 рублей.
«Я не знаю ни одного случая в епархии, когда бы постройка храма, без определенного капитала так успешно была бы закончена».
М.Б. Оленев 2006-2008 гг.
Усердием и на пожертвования рабов божьих жителей села Алпатьево Юрия Васильевича и Юрия Юрьевича Лукьяновых изготовлен и украшен новый иконостас, произведен капитальный ремонт всего здания церкви, усилен фундамент. В честь 150-летия освящения и открытия храма поставлена новая колокольня, отлиты 10 колоколов, освященных и установленных во время праздника иконы Казанской Божией Матери в ноябре 2011 от рождества Христова.
1 отзыв »
RSS-лента комментариев к этой записи.
Полностью согласна!